17 мая 2017 года состоялось рабочее совещание в режиме видеоконференцсвязи с главами муниципальных образований Саратовской области. В работе совещания принял участие начальник информационно-методического отдела Ассоциации нотариусов «Саратовская областная нотариальная палата» Дьяков Виктор Александрович с докладом по вопросу «О соблюдении требований Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в случае, если в поселении нет нотариуса, именно органы местного самоуправления наделены правом совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данном поселении. Особо было обращено внимание, что должностные лица местного самоуправления не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих близких родственников (родителей, детей, внуков).

Своё выступление, обозначенное как проблемные вопросы применения и ведения единой информационной системы нотариата при осуществлении нотариальных действий главами поселений и соответствующими должностными лицами муниципальных образований, представитель нотариальной палаты посвятил правовым основам порядка совершения главами нотариальных действий в свете произошедших изменений законодательства, напомнив, что 1 июля 2014 года вступили в силу изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, касающиеся порядка и обязательности ведения электронного реестра нотариальных действий в единой информационной системе нотариата. В рамках требований ч.3 ст.37 Основ сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. В ходе обобщения типичных ошибок при внесении должностными лицами местного самоуправления документов в единую информационную систему нотариата, проведённого Ассоциацией нотариусов «Саратовская областная нотариальная палата» были выявлены следующие замечания:

  1. Сведения о совершенных нотариальных действиях направляются в нотариальную палату с нарушением установленного ч. 3 ст. 37 Основ срока.
  2. Сведения об оплате за совершение нотариального действия при предоставлении льготы лицу, от имени которого совершено нотариальное действие, указываются не в полном объеме при направлении в нотариальную палату. Необходимо при предоставлении льготы в поле «Тариф» указывать полный размер государственной пошлины (нотариального тарифа) в соответствии со ст. 333.24, ст. 333.25 Налогового кодекса РФ или ст. 22.1 Основ, в поле «Освобождено» указывать сумму государственной пошлины (нотариального тарифа), не взысканную в связи с предоставлением льготы в соответствии со ст. 333.38 Налогового кодекса РФ, в поле «Причина освобождения» указывать причину освобождения (пп. «а» и пп. «в» п. 7 Приложения № 2 Порядка).
  3. Лицо, совершившее нотариальное действие и (или) направляющее в нотариальную палату сведения об этом, вместо установочных данных лица, совершившего нотариальное действие, указывает установочные данные иного лица. В сведениях о лице, совершившем нотариальное действие, должны указываться данные о главе местной администрации или специально уполномоченном должностном лице местного самоуправления: фамилия, имя, отчество (при наличии), должность такого лица, наименование местной администрации или органа местного самоуправления, наименование субъекта Российской Федерации (пп. «а» п. 6 Приложения № 2 Порядка).
  4. Не в полном объеме заполняются установочные сведения о лице (лицах), обратившемся (обратившихся) за совершением нотариального действия, представителях этих лиц, а также лицах, в соответствии с действующим законодательством принимавших участие в совершении нотариального действия. В случае участия в совершении нотариального действия представителя физического или юридического лица (в том числе родителя, усыновителя, опекуна, лица, действующего по доверенности) должны указываться: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес регистрации по месту жительства или месту пребывания, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, СНИЛС (при наличии), реквизиты документа, подтверждающего полномочия такого лица (наименование, дата выдачи, кем выдан, сведения об удостоверении документа, если он удостоверен); статус и (или) должность этого лица при их наличии; реквизиты документа, подтверждающего данный статус или должность (наименование документа, серия (при наличии) и номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего документ) (пп. «в» п. 3 Приложения № 2 Порядка).
    В случае участия в совершении нотариального действия рукоприкладчика (лица, подписывающего документ вместо лица, которое не может расписаться собственноручно) должны указываться: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес регистрации по месту жительства или месту пребывания, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, СНИЛС (при наличии), причина, по которой лицо, обратившееся за совершением нотариальных действий, не может расписаться собственноручно (пп. «г» п. 3 Приложения № 2 Порядка).
    При заполнении сведений на портале подачи сведений от ОМСУ для лиц, от имени которых совершено нотариальное действие, должна делаться отметка о получении ими нотариально оформленного документа; данная отметка не проставляется для лиц, принимающих участие в совершении нотариального действия (например, рукоприкладчика, переводчика, представителя физического или юридического лица).
  1. В ряде случаев отсутствуют необходимые сведения о содержании нотариального действия. В содержании нотариального действия должно указываться описание нотариального действия, достаточное для выдачи (в случае необходимости) выписки из реестра для регистрации нотариальных действий. Должностное лицо местного самоуправления вправе более подробно изложить содержание нотариально оформленного документа (п. 5 Приложения № 2 Порядка).
  2. При направлении сведений не всегда указываются особые отметки (например, сведения об изменении, внесенном в нотариально оформленный документ, причины (основания) внесения изменения и характер изменения; факт совершения нотариального действия вне помещения администрации местного самоуправления; факт удостоверения сделки с участием ограниченно дееспособного лица, несовершеннолетнего, лица, подписывающего документ вместо лица, которое не может расписаться собственноручно; факт совершения нотариального действия по льготному тарифу) (п. 8 Приложения № 2 Порядка).

В ходе совещания было обращено серьёзное внимание на необходимость исправления ситуации и понимание основной задачи – это формирование актуальных сведений единой информационной системы нотариата, соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, а значит возможность проверки легитимности выданного нотариального документа.